История Ленинского сельского поселения

Территория сельского поселения Ленинский сельсовет расположена в 9 км от областного центра. В это поселение входят четыре села: Троицкое, Ленино, Елецкое, Пады.

*****

С 1922 года по 1931 год в с. Ленино был волисполком «Романовский». Его первым председателем стал Андреев Макар Павлович. Комбед (комитет бедноты) возглавлял Гущин Дмитрий Иванович. До 1965 г. было два исполкома: исполком Троицкого сельского Совета и Ленинского сельского Совета. После их объединения в 1972 г. сельсовет находится в с. Троицкое. Председателем был Лазарев Алексей Андреевич. С 1985 г. председатель сельсовета – Студеникин Иван Тимофеевич. В 1988 году главой сельского поселения был избран Порядин Сергей Иванович, в 2006 году – Жуков Иван Иванович.

      Библиография
     Ленинский сельсовет [Текст ] // Сельская нива [Липец. р-н]. — 2023. — 18 мая (№ 19) — С. 11. — (Юбилей: Липецкому муниципальному району — 95 лет: история муниципалитета).

Верхнее Подонье. запустевшее в конце XIV века из-за частых татарских набегов, в Боярском приговоре о станичной и сторожевой службе 1571 г. упоминается как территория, где выставлялись сторожи.
Одним из первых укрепленных пунктов, возникших на рубеже XVI-XVII вв. в правобережье р. Воронеж, где позднее сооружена Белгородская засечная черта, был центр вотчины бояр Романовых — Романове Городище (село Ленино Липецкого района Липецкой области). В 1574 году Никита Романович Юрьев (умер в 1586 г.) возглавил сторожевую и станичную службу. На Рязанщине в это время он владел селом Скопино на р. Верде, селом Вослебы, четырьмя деревнями, двумя починками и слободкой. Его дон­ские вотчины упоминаются в писцовых книгах как «угоденные земли с. Вослебы и Скопина острожку».
После смерти Никиты Романовича все земли были наследованы его сыновьями Александром и Василием. На рубеже XVI-XVII вв. в среднем течении р. Воронеж (левый приток Дона) возникло с. Романово Городище. Романово Городище — впоследствии г. Романов в Степи — редчайший пример пограничного вотчинного города XVII века. Впервые оно упомина­ется под 1611 г. Следующее упоминание Романова Городища относится к 1614 году.
Земли по р. Воронеж после смерти Александра и Василия Никитичей наследовал Иван Никитич Романов. В 1614 году он укрепляет центр своей вотчины Романово Городище. Писцовые книги 1627-1628 гг. сохранили описание вотчины и города, имевшего, помимо крепости, укрепленный посад и слободы. «Городищо Романово, а около городища острог ставлен тыном, а промеж острожных стен две башни, а в них двои ворота, а в том городищи двор вотчинника. Ивана Никитича Романова, а в нем живут его боярские приказные люди, да за городищем на посаде в ост­роге, да в слободе Хрущевка да Поды…»
Из описания следует, что в Романове Городище стоял двор вотчинника, а посад, укрепленный острожной стеной, находился отдельно — «за городищем».
Острог-посад, более крупный, окружностью в 515 саженей, предназначался для служилых людей и романовских крестьян. Он имел 3 проезжих и 5 башен, подземный ход. Длина стен второго городка, где жили «приказные люди» боярина, равнялись 415 саженям. В нем было две башни, одна с проезжими воротами. Административный центр занимал древнее городище или, скорее, место рядом с городищем. Текст писцовой книги 1627-1628 гг. — «а около городища острог ставлен тыном» — можно трактовать двояко: острог поставлен вокруг городища или, правильнее, — рядом с городищем.
Работы Верхне-Донской археологической экспедиции 1964, 1967 гг. под руководством В.П. Левенка впервые позволили локализовать местонахождение посада. Городище со следами укреплений и культурным слоем, насыщенным находками XVII-ХVIII вв., было выявлено на останце коренной террасы правого береги р. Воронеж, в 300 м к югу от существующего храма с. Ленино. Через овраг, к северу от укрепленного посада и в 200 м к юго-востоку от храма, на останце террасы площадью 50×100 м, возвышающемся над поймой на 30 метров, выявлено второе городище. Анализ находок позволил В.П. Левенку сделать вывод о разновременности этих памятников и отнести второе городище к древнерусскому времени.
На южном городище выявлены остатки острожной стены в виде столбовых ям и тлена. Нижние концы бревен были заострены. Во всех шурфах среди находок — керамика XVII-XVIII вв., ружейные и кресальные камни, изделия из железа, шлаки. Раскопками 1970 и 1983 гг. также выявлены постройки XVII-XVIII веков и несколько рядов столбовых ямок — от тонких заостренных бревен (остатки палисада): ряд более крупных столбовых ямок — следы острожной стены; следующий ряд оставлен отдельно стоящими столбами, служившими опорой кроватей (площадок для обороняющихся) и лестниц, Слой древесного угля говорит о гибели укреплений во время пожара.
Исследования северного городища проводились в 1973 г. экспедицией Воронежского государственного университета под руководством В.П. Загоровского и А.З. Винникова. Наличие здесь городецкой керамики позволяет предположить, что именно на этом месте появились укрепления древнего городища, давшего названия поселению, основанному Романовыми, Однако его периметр меньше указанного периметра стен второго острога. Вероятно, он занимал соседний мыс в 300 м к востоку от церкви с. Ленино. С юга он отделяется от древнего городища оврагом, а другой овраг, с севера, отделял его от слободы Хрущевка. Подтверждением служит планировка села: центральная улица (Ленина) начинается именно на этом мысу, а продольная ось ее совпадает с осью мыса.
Согласно росписи 1651 г., помимо укреплений вотчинного города, были возведены укрепления по левобережью р. Воронеж: «За рекою Лесным Воронежем, с Нагайской стороны… поставлено надолб дубовых толстых в два ряда связьми, на 8 верстах, на 640 саженях. Да у тех же надолб на дорогах поставлено 7 башен, 5 башен с проезжими вороты». Строительство велось крестьянами владельца вотчины Никиты Ивановича Романова (двоюродный брат царя Михаила Федоровича) под руководством приказного его человека Михаила Быкова. Сохранилось подробное описание укреплений: «Башни с проезжими вороты поставлены от земли вверх до первого мосту по 17 рядов, а от первого до другого мосту по 15 рядов, и под обламами сделаны мосты, а обламов по 7 рядов, а на обламех сделаны шатры и караульные чердаки. И башни, и чердаки покрыты; а во всех в проезжих башнях… бои пресечены. Да у тех проезжих у пяти башен, с Русской стороны, поставлены остроги дубовые в трех саженном лесу. По мере около тех проезжих острогов по 17 сажен».
Ворота в острогах были сделаны двупольные «на иглах», на степах поставлены на случай осады «катки». В острогах стояли избы. Глухие башни имели утепленные помещения с печами на втором ярусе.
Под прикрытием этих укреплений были не только Романово Городище, слободы Хрущевка, Пады, Троицкая, но и принадлежавшие Романовым села: Подгорное, Сырское, Дикое, Малые Студенки, Большие Студенки, деревня Коровино. Население вотчины с изменением положения Романовых после 1613 г. быстро растет. Если приказчики Ф.Н. Романова в 1592 г. били челом царю Федору Ивановичу о бегстве крестьян в г. Елец, то в 1628 г. было уже наоборот.
В 1627 г. население Романова Городища и слобод состоит из стрельцов и казаков (95 человек), мастеровых, кузнецов, белопашцев и бобылей — всего с двором вотчинника и дворами духовенства 139 дворов. В 1646 г. — 406 дворов, а в вотчине — 1136 дворов и население — 2314 человек. После смерти Никиты Ивановича Романова владельцем становится Царь Алексей Михайлович. С 1654 года г. Романов в Степи подчиняется Приказу Большого Дворца. Население города продолжает расти; увеличивается количество служилых людей. Если в 1646 г. вотчину «остерегают» от татарской войны 95 стрельцов и казаков (95 дворов), то в 1670 г. служилых людей насчитывается 704 человека (198 дворов).
Свое военное значение город сохранял до начала ХVШ века. Кроме того, г. Романов был крупным ремесленным центром. Наряду с Ельцом Романов славился как крупный металлургический центр. В 1627 году в нем было 30 дворов, принадлежавших мастеровым людям и кузнецам.
Жители Романовского уезда принимают участие в строительстве Азовского флота, в строительстве и обслуживании Липских железоделательных заводов. В городе в начале ХVШ века был создан овчарный завод для обеспечения шерстью Липских суконных фабрик: «конюшенный двор Его Императорского Величества», где содержались 195 лошадей.
Романов был упразднен во время Екатерининской городовой реформы, так как утратил свое военное и административное значение. Романов, утративший статус города, был волостным центром и долгое время именовался «бывший город Романов», а позднее — с. Романово.
До 1674 г. в городе Романове существовал монастырь Красногорская Спасо-Преображенская пустынь. В конце VIII в. в бывшем городе Романове и слободах было 4 деревянных церкви: Троицкая (1720), Рождества Богородицы (1762), Никольская (1762), Архангельская (1789). В 1872 г. построена кирпичная ныне существующая церковь Рождества Богородицы, а в 1913 г. — часовня «на месте дворца бояр Рома­новых», В одном из храмов было Евангелие 1644 г., подаренное в 1659 г. царем Алексеем Михайловичем.
В 1866 г. в бывшем городе Романове и слободах — 720 дворов и свыше 5 тыс. жителей. К концу века население составляло около 7000 человек. Основным занятием было земледелие. Романово славилось сво­ими кустарными промыслами, особенно гончарным. Немалую известность получила знаменитая романов­ская игрушка. В 1892 г. в Романово функционирует 20 керамических кирпичных заводов.
В 1920 г. с. Романово переименовано в с. Ленино. Слободы Хрущевка и Троицкая стали отдельными се­лами.

     Библиография

     Клоков, А. Романово Городище – город Романов в Степи – село Романово // Липецкая энциклопедия. В 3 т. Т. 3: П-Я / ред.–сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов. – Липецк, 2001. –  С. 168-170.

       Клоков, А. Ю. История Липецкого края : учебное пособие [для учащихся, преподавателей истории и краеведов] / А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов, Е. А. Найдёнова. — Липецк : Липецкое областное краеведческое общество, 2020. — С. 130-134.

«Откуда пошла, есть» деревенька моя и твоя…

ТРОИЦКОЕ, село, центр Ленинского сельсовета, на правом берегу реки Воронеж. Возникло в 1630 гг. как слобода, входившая в число владений боярина И. Н. Романова. В документах 1646 г. упоминается как слобода без названия при г. Романов (ныне с. Ленино). Позже, после постройки в ней Троицкой церкви, стала Троицкой слободой. В источниках XIX в. отмечаются расположенные рядом две слободы — Троицкая и Желдатская. Название второй происходит от слова «желдак», что по В. Далю, означает «солдат, воин, ратник, служилый». Отсюда можно сделать вывод, что первыми поселенцами слободы были солдаты. В списке населенных мест 1862 г. слобода казенная Троицкая — 177 дворов, 1279 жителей, церковь и слобода Желдатская — 133 двора, 985 жителей. В 1880 г. в первой из них было 206 дворов, 1417 жителей, а во второй — 163 двора, 1137 жителей. В материалах конца XIX начала XX вв. (1900, 1903, 1911 гг.) указывается единое село Троицко-Желдатское. В документах с 1920-х гг. отмечается село уже с нынешним названием. По переписи 1926 г. в нем насчитывался 841 двор и 4071 житель. В 1932 г. центр сельсовета, население — 4526 человек. На 1 января 2001 г. в Троицком имелось 1012 дворов и 2400 жителей. В период существования волостей с. Троицкое входило в Романовскую (Ленинскую) волость Липецкого уезда Тамбовской губернии. С образованием районов находилось в составе Боринско-Заводского (Боринского) района. Хотя слово “желдатское” теперь не упоминается в официальных источниках, но до сих пор одну из частей села жители продолжают называть “Желдаки”. Около села археологами найдены стоянки древнего человека, относящиеся к эпохе бронзового века.
Уроженцами Троицкого являются Герой Советского Союза М. Д. Карасев и Герой Социалистического Труда Н. С. Швецов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Константин Тихонович Огрызков

                                                                                                                                                          // Сельская нива. — 2002. — 22 января.

На карте Менде, Тамбовской губернии (1862), село значится как Слобода Троицка (Желдатская)
Это как раз год постройки церкви (на карте она помечена крестиком)

«Откуда пошла, есть» деревенька моя и твоя…

ЛЕНИНО, село Ленинского сельсовета, на правом берегу реки Воронеж. Раскопки археологов, проведенные здесь в 1930-х гг., показывают, что в этой местности жили люди в эпоху бронзы (более четырех тысяч лет назад). Остатки земляного вала указывают на наличие древнего славянского городища в IX-XIII вв., разрушенное в период татаро-монгольского нашествия. В конце XVI в. эту местность получил дядя царя Михаила Федоровича боярин И. Н. Романов. В 1614 г. он построил на городище острог, и селение стало называться городом Романовом. До 1779 г. он был центром Романовского уезда. После того, как в этот год уездным городом стал Липецк, Романов преобразуется в село Романово. В августе 1920 г. оно получило новое название — Ленино (в честь В.И. Ленина) В списке населенных мест 1862 г. — слобода казенная, 180 дворов, 1156 жителей, 2 церкви. В 1880 г. в ней было 178 дворов, 1164 жителя, школа. По данным 1911 г. — село, население — 1506 человек. По переписи 1926 г. — село Ленино (Романово, Романовская слобода), 298 дворов, 1353 жителя. В начале 1932 г. — центр сельсовета, 1405 жителей. На 1 января 2001 г. здесь было 405 хозяйств и проживало 990 человек. Во время существования волостей являлось центром Романовской (Ленинской) волости Липецкого уезда Тамбовской губернии. В 1959-1962 гг. входило в состав Боринского района.
В селе родился Герой Советского Союза генерал С. С. Гурьев.     

                                                                                                                                          Константин Тихонович Огрызков

                                                                                                                                            // Сельская нива. — 2001. — 19 сентября.

                                                                                       

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                   

«Откуда пошла, есть» деревенька моя и твоя…

ЕЛЕЦКОЕ, село Ленинского сельсовета, на право берегу реки Воронеж . Возникло с начала XVII в. как слобода вотчинного села бояр Романовых — Романово Городища (ныне с. Ленино). Заселена она быта крестьянами из-под Ельца. Поэтому получила название Елецкая. Позднее стала селом. В списке населенных мест 1862 г. — слобода казенная с церковью, 122 двора, 898 жителей. В 1911 г. в ней проживало 1110 человек. По переписи 1926 г. здесь насчитывалось 295 дворов и 1318 жите¬лей. В 1932 г. население слободы составляло 1360 человек. На 1 января 2001 г. — 317 хозяйств и 780 жителей. В период существования волостей находилось в составе Романовской (Ленинской) волости Липецкого уезда Тамбовской губернии. В 1959-1962 гг. входило в Боринский район.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Константин Тихонович Огрызков

                                                                                                                                                        // Сельская нива. — 2001. — 22 августа.

«Откуда пошла, есть» деревенька моя и твоя…

ПАДЫ, село, центр Ленинского сельского совета, на правой стороне реки Воронеж. Возникло в  начале XVII в. как слобода вотчинного села бояр Романовых — Романова Городища (ныне — с. Ленино). Упоминается в документах 1627-1628 гг. В списке населенных мест 1862 г. – слобода казенная  Падовская, 108 дворов, 833 жителя. В 1880 г. в ней было 110 дворов и 840 жителей. В 1911 г. здесь проживало 1900 человек. По переписи  1926 г. – село Пады, 249 дворов, 1228 жителей. В начале 1932 г. его население составляло 1361 человек. На 1 января 2001 г. в селе имелось 217 дворов и 451 житель. В период существования волостей входило в Романовскую (Ленинскую) волость Липецкого уезда Тамбовской губернии. В 1959-1962 гг. находилось в составе Боринского района. Название — от слова «падь», что означало понижение местности.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Константин Тихонович Огрызков

                                                                                                                                                        // Сельская нива. — 2001. — 10 октября.

Женский старинный праздничный романовский костюм отличался сочетанием сочных насыщенных цветов.
В комплект романовского костюма входит юбка, рубаха в сочетании розового, красного, синего, зеленого, фартук, головной убор — башлык, подшейник. На одежде атласные ленточки, рюшечки, кружево, громада (блестки), золотая тесьма (или как раньше называли прозумент).  Романовский костюм не был полным без сережек и разноцветных стеклянных бус.


Материал предоставили :
Галина Бородина (библиотекарь с. Троицкое),
Любовь Арсентьева (библиотекарь с. Ленино)

Мастер-класс от Нины Лобеевой

https://vk.com/video577295999_456239091?list=9c2d17c1a350977113

Романовская игрушка
Крупным центром производства гончарной посуды и глиняной игрушки в наших краях было село Романово (ныне Ленино) Липецкого уезда Воронежской губернии, а ранее Там­бовской. Упоминание о промысле встречается в се­редине XVIII века. Это время работы липецких и кузьминских железоделательных заводов, где отливались пушки и якоря для молодого российского флота. Пе­риод наиболее активного существования романовской народной керамики приходится на XIX век. В это время изделия гончарного промысла распространяют­ся за пределы ближайших сел. Искусные мастера села Романово делали в основном посуду 77 наименова­ний, а в свободное время «как бы для души» лепили забавные глиняные игрушки.
В XIX веке в творчестве романовских мастеров, наряду с традиционными изображениями животных, птиц, людей, появились новые светские городские мотивы. Романовские кустари стали продавать на яр­марках глиняные игрушки, изображающие офицеров, всадников-генералов, дам в богатых нарядах.
Постепенно гончаров становилось все меньше, т. к. многие уходили на заработки в г. Липецк, и перед революцией в селе насчитывалось несколько десятков семей-династий, занимающихся гончар­ным делом и изготовляющих глиняную игрушку по старинным формам.
Интерес к народным промыслам, получившим развитие в конце 70-80 гг. XX века, коснулся и ро­мановской игрушки. Создание Подгоренской фабри­ки народных промыслов подтолкнуло ее директора к поиску людей, знающих традиции изготовления на­родной игрушки. Так был установлен контакт с по­томственным гончаром, народным мастером Гункиным Иваном Федоровичем (1926-1997) (https://iatlas.borinskoe-lib.ru/?page_id=3875).
Игрушки Гункина традиционны и многогранны по сюжетам, начиная с мелких птиц-свистулек и закан­чивая многофигурными композициями («Тройка»).
Основной перечень игрушек, выполняемых масте­ром Иваном Федоровичем: гусь, утка, гусь с птенца­ми, жаворонок, жаворонок с птенцами, индюк, орел, конь, собака, собака с щенками, баран, козел, корова, бык, олень, поросенок, медведь, всадник, жандарм с петухом, офицер на трехглавом коне, всадник с гар­мошкой, волк, несущий барана, лиса, несущая петуха, орел, клюющий волка, романушка с детьми, романушка с животными, композиции «Водовоз» и «Трой­ка». Позже появились сюжеты «Всадник на коне», «Жар-птица».
Не раз Иван Федорович вспоминал, как всю зиму гончары села крутили на гончарном кругу разнооб­разную посуду, лепили игрушки, обжигали в горнах, а весной везли товар на Егорьев день (23 апреля) обычно в село Боринское, где бойко шла торговли посудой и оглашали торговую площадь разноголосые трели свистулек.
Работы нашего мастера не раз экспонировались на районных, областных, российских выставках самодеятельного творчества, на массовых праздниках и фестивалях. Сам Иван Федорович с охотой выезжал в Чаплыгин, Усмань. Воронежскую область (Воробьевский район) на праздники народного творчества. Его работы сразу же раскупались зрителями и кол­лекционерами. Большая коллекция игрушки Гункина в настоящее время находится в областном краеведче­ском музее, в областном Доме народного творчества, во Всероссийском Доме народного творчества, в ча­стных коллекциях.
Значение романовской игрушки давно не игровое. Из детской забавы она превратилась в декоративную настоящую скульптуру, которую охотно используют для украшения современного интерьера. Она прекрас­но сочетается с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой и общественный интерьер, а всегда несет положительный эмоциональный заряд. Она способна внести улыбку в наше жилище, как веселый солнечный зайчик.
Народная игрушка из глины — это не прошлое в нашей области. В настоящее время она возрождается повсеместно. Вместе с нами она идет в завтрашний день, украшает его, наполняет добротой и светом, уважением к творчеству мастеров и любовью к роди­не.

smart
smart
smart
smart
smart

 

Библиография
    Липецкая энциклопедия : в 3т., Т. 3/ ред.-сост. Б. М. Шальнев, В.В. Шахов. — Липецк : Липецкое издательство, 2021. – С. 170.
     https://www.perunica.ru/chistiy_ist/9501-romanovskaya-igrushka-master-gunkin-ivan-fedorovich-1928-1997.htm

Этнография свадебного обряда куста сел бывшего Романова Городища сохранилась значительно лучше в памяти информаторов, чем музыкальное наполнение ритуала. В Романово Городище входили слободы: Романовская, Елецкая, Хрущевская, Падовская, Троицкая, Желдатская; села и деревни: Студенки, Липское, Дикое, Коровино, Сырское, Подгорное, Двуречки. Сейчас это поселения: Ленино (Романово), Пады, Троицкое, Сырское, Хрущевка, Подгорное, д. Коровино (черта г. Липецка). Датой возникновения укреплений на Романовом Городище принято считать 1614 год . Для фиксации сведений и изучения обряда было организовано шесть фольклорно-этнографических экспедиций совместно с МБУК «Сырский поселенческий Центр культуры и досуга». Нами обследованы села Сырское, Хрущевка, Пады (частично), Троицкое, д. Коровино.

Свадебный обряд куста сел Романова Городища является разновидностью южнорусского свадебного ритуала. Для удобства описания вводим термин «романовская свадьба». Элементы традиционной свадебной игры сохранялись до нач. 90-х годов ХХ века, отдельные этапы свадебного ритуала уже постепенно трансформировались, обрели современные формы, а более архаичные ушли из памяти местных жителей. Этот процесс коснулся и общего «сценария» свадебного действа, особенно его музыкального наполнения.   Все опрошенные носители – 1930 – 1940 годов рождения, соответственно зафиксированы данные об обряде 50 – 60-х годов ХХ века. Конечно, свадьба в это время значительно отличалась от обряда начала прошлого столетия. Близость городской черты, а также широкое распространение гармоники (рояльной в особенности) способствовали вытеснению магической составляющей и обрядовых песен. При общей сохранившейся упрощенности обряда «романовская свадьба» имеет свои уникальные черты.
Основные черты «романовской» свадьбы:
– небольшой срок от сватовства до свадьбы (1 – 2 месяца), игралась в основном осенью;
– объединение нескольких этапов свадьбы в один день («запой», «пропой» – на сватовстве, «сговор», «своды» — на помолках);
– особый статус просватанной девушки (ходит с распущенными волосами, не участвует в гуляниях молодежи, не должна плясать до свадьбы: «пока венец не получишь»);
– посещение невестой-сиротой кладбища (в старину; просила благословения у родителей, голосила);
– обязательное присутствие свадебных чинов: игришницы (только незамужние подруги невесты), «дружок» (со стороны жениха), «старики» (родителя, крестные отцы, деды), «сваты» (обращение к родне молодых по отношению друг к другу после сватовства);
– отсутствие этапа девишника как такового, его функции размыты, условно присутствуют лишь в период подготовки к свадьбе – когда выкупают постель;
– выкуп постели и узла жениху, обмен узлами;
– обязательное венчание;
– обход села на 3-й день всей свадьбой – рядились по-старинному, по-деревенски;
– наличие типичной для южнорусской свадьбы атрибутики и семантики (молодых благословляли на шубе – к богатству, несли наряженную курицу).

Отличительные черты свадебного обряда в контексте южнорусской свадьбы:
– наличие диалектных названий этапов свадьбы (памоؘлки (памоؘловки), за рубахими, абет (свадебный пир), кататься по селу, собирают на сережки), а также поверий первава купца ни атпускай, значит, эта ат Бога (сватовство);
– на сватовство ходили с чаؘплей (ухват для сковороды), или с небольшим снопом сена, чтобы привлечь ярочку, или с наряженной курицей;
– многократное благословение молодых по отдельности и вместе (с иконой, хлебом-солью, обязательно на шубе);
– первый день свадьбы гуляли у невесты, второй – у жениха, на третий день опохмелялись в обоих домах и катались по селу;
– ночевать молодые оставались у невесты. Жених уходил к себе в том случае, если обряд венчания еще не состоялся. На второй день жених и его родня приходили отыскивать невесту, выкупали ее и вели в дом жениха;
– смена «наряда» невестой во время свадьбы (несколько раз).
Отдельно следует отметить равнозначность всех дней свадьбы по насыщенности обрядовых действий. К сожалению, в проведенных экспедициях не зафиксировано ни одной свадебной песни. Все сведения о бытовавших на этой территории свадебных песнях мы можем узнать из сохранившихся работ (тексты песен) по краеведению школы с. Сырское. Сохранились также фрагментарные данные ранних экспедиций ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского.

Описание основных этапов свадьбы:
1.     Сватовство.
Свататься в старину приходили с палкой старые бабки (свекровь или бабушка):

Ой, не то мы сюда попали, ни то нет. У вас тут ярачка есть прадажная? – Да, не ашиблись номерам.

Старались свататься тайком или предварительно договорившись – иногда «покупатели» получали отказ. В большинстве случаев молодые либо знали друг друга, либо встречались (дружили). В редких случаях сватов как бы перехватывали.
Если у невесты не было отца, мать могла советоваться с братьями, или со свекром, на что тот мог ответить: первава купца ни атпускай, значит, эта ат Бога, или со своими родителями атдавай, чаво держать.
Со временем свататься стали ходили уже родители, крестные, бабушка и жених. Разговор вели иносказательно, искали «овечку для барашка»: гаварять тут у вас овечка прадается, искали «ярочку». В с. Троицкое свататься ходили с курицей, «искали петушка», а также и с. Троицкое, и в д. Коровино могли принести сноп сена (небольшой), привлечь ярочку. После разговора сваты проходили в дом. На сватовстве у молодых спрашивали согласия: «Берешь»? «Беру». «Идешь»? «Иду». Затем устраивали «запой», давайте запьем, пропивали невесту, выпивку приносили родня жениха. Через неделю назначали памолки (памоловки).

    1. Памоؘлки (памоؘловки).
      Гуляли в основном в выходной день, примерно через неделю от сватовства. Приходят самые близкие родственники. Здесь молодых родители невесты впервые вместе благословляют на шубе, иконой и хлебом-солью. Сначала молодые крестятся три раза и целуют икону, которые держат правой рукой родители, а затем руку родителей. Им говорят: «вот вам мир и благословение». Затем родители также правой рукой берут хлеб с солью, «вот вам хлеб-соль и Божья любовь», молодые должны поклониться. Здесь также следуют благопожелания на брак: «живите в мире и согласии». После этого невеста уже не могла ходить на гуляния и плясать, «пока венец не получишь». На памолки готовились, накрывали угощение. «Старики» — родители, деды, отцы-крестные – сидели в вышках, обсуждали хозяйственные вопросы: сроки свадьбы, сколько народу будет гулять. Также обговаривают, когда придут от невесты к жениху обмерять дом.
    2. Период подготовки к свадьбе.
      Памолки отгуляют, потом примерно в течение месяца до свадьбы подруги невесты вечерами собирались у нее дома. Могли приходить ребята, в с. Хрущевка это называли пагляделки, собирались вечеринки. Подруги помогали невесте собирать приданное: шили, вышивали полотенца, готовили посад. В посад входили: занавески, божнички, подушки, матрас, наматрасники, навалки, подзорники, ширма. Если ситцевая ширма – невеста — значит бедная, а если сатиновая, это считалась богатая невеста. Посад готовить нужно было обязательно.
    3. «За рубахами».
      Во всех селах — это четверг, в д. Коровино – пятница. Этот этап соответствует выкупу постели, узла жениху (3-6 рубахи, майки, трусы, носки, кисет, перчатки). Узел зашивали, собирала его мать невесты. В с. Сырское мама невесты, когда собирали сундук, голосила: все я табе паложила, ни палажила я табе щастья. Постель продавали подруги невесты, игриؘшницы. В процессе экспедиции нами не зафиксировано описание девишника, как и само слово, тем не менее его функции распределены по всему довенечному периоду. Носители вспоминали, раньше да нас, подруги собирались прощаться с невестой отдельно. Встречаются фрагментарные сведения, например, подруги могли плакать, когда приходили продавать постель, так как прощались с невестой.
      В постель входило: матрац, перина, 2 одеяла (стеганные), от 2 до 4 подушек, утеؘрки (полотенца) вышитые, скатерти, завеؘски в два ряда (считалась богатая невеста, если справила двухрядку). От жениха приходили выкупать постель, узел жениху. В редких случаях, подруги подсовывали узел с грязными вещами. Родня жениха готовили и невесте узел (зеркало, пудра, расческа, духи), от невесты также забирают сундук (везут сундук), куда складывают постель. Жених должен приготовить невесте кровать. Выкупали с шутками, торговались, на угол узла клали деньги. Затем подруги везут всю постель в дом жениха, все приданное развешивали в доме, соседи приходили смотреть. В обоих домах готовили угощение.
          1. Первый день свадьбы.
            Как правило это была пятница, «венец». Иногда молодые венчались заранее или наоборот позже. Первый день гуляют у невесты, называли абет (обед). Сведений о четкой последовательности утренних ритуалов зафиксировано не было, так как свадебный пир начинался после полудня, ближе к вечеру. Невесту благословляют дома родители, также и жениха. Невеста предположительно прощалась с отцом, матерью, приговаривала: Спасибо, вам отец с матерью (кормилец батюшка, родимая матушка) за то, что вы меня кормили и поили, спасибо за то, что меня воспитали.
            Затем невесту убирают к венцу. Первый день в старину невеста надевала романущий (обязательно) атласный костюм (выхадили в атласи), бусы, башлык, наголовник, позже новое платье, одеваться невесте помогают подруги. Есть сведения, что под атлас надевали венчальную рубаху домотканую с вышитыми рукавами. Возможно в старину в этот момент, если невеста сирота, могли петь:

      У сырого дуба много есть ветей-поветей.
      Только нет одной веточки, да самой маковочки.
      Нет у Марии (имя невесты) родной (ого батюшки) матушки.
      Ты ступай Мария, во собор – церковь,
      Приударь в большой колокол,
      расступись мать-сыра земля,
      расколись гробовая доска,
      встань ты, родная (-ый батюшка) матушка, благослови Марию к венцу.

      Затем невеста ждет приезда жениха. Жених по приезду выкупает невесту, которая сидит за столом. Здесь нужно отметить, что данные по выкупу невесты разнятся. В с. Сырском ее выкупают перед венцом, а в с. Хрущевка, с. Троицкое, д. Коровино на второй день свадьбы, когда ее ведут в дом жениха.
      В церковь ездили отдельно, на лошадях с убратой дугой, с невестой ехала крестная мать. После венца крестная мать заплетает невесте косы, меняет прическу на бабью. После венца молодые возвращаются каждый в свой дом, если вечером свадьба, или едут в дом к невесте, где их встречают, обсыпают пшеницей. В доме молодых заводят за стол, в вышках сидели родня жениха, молодые — напротив. У невесты гостей обслуживают родители невесты, а в доме жениха — наоборот. В середине свадьбы молодая надевала сатиновый костюм (снимала атласный).
      Был определенный порядок подачи блюд на стол. Сперва подавали картошку, соленую капусту, квас с холодцом, затем щи, мясо (свинина или баранина), лапшу, к лапше подавали курей (гуся или утку). Блюда подавали по очереди в общие тарелки, обносили выпивкой каждого гостя, были разносчики. Интересно, всеми информаторами было отмечено, что за лапшой не подносили вина: лапша умница, за ней не пьють. Ана в середине была, за ней ни пили. Везде па беригу у нас так была мода. Самогон и вино наливали в графины, махотки и в чайник (для удобно разлива). К концу пира подавали кашу-выгоняловку, в основном сухую или (редко) готовили сливуху. Позже стали подавать блинцы (выгонять из-за стола). За стол садились один раз, потом выходили плясать, а за столом оставались только самые близкие родственники, старики.
      После этого, если молодые венчались, то оба остаются ночевать у невесты. Если еще не венчались, то жених шел к себе домой.
      6.     Второй день свадьбы.
      Второй день свадьбы насыщен действиями не меньше первого дня. В этот день четко прослеживаются переход невесты в род жених. Если жених ночевал дома (даже если у невесты, он ходил домой), то он приходит с родственниками за невестой, обязательно с гармошкой. Невесту выкупают. Нявесту прадавали, сидять рибятишки маленькие, ну им давают гастинцы. «О, эт мала, эт мала». И деньжонак им давали, всякаски, нада чем-та. После выкупа молодых опять заводят за стол. Тут же позывают сватов (родителей невесты) на свадьбу. В дом жениха идут родственники, с гармошкой, песнями, затем невесту (в венчальной одежде) ведет крестная мать с иконой. Невеста могла плакать, «кричать в слезы». Родители невесты приходят позже. Мать, иногда сваха, несет наряженную курицу (бусы, вязали бантики), чтобы маладые багата жили. Еще родители невесты, чаще именно мать несла молодым столовые приборы (пару ложки, вилки, тарелки), чтобы все сваё, обязательно несли блинцы.
      В доме жениха крестная заводит за стол молодых. Молодых заставляли целоваться, кричали: «горько, ну-ка, подсладите». На второй день молодые уже могли плясать, на первый день не разрешалось.
      Блюда на второй день такие же. После картошки с квасом, молодые выходят из-за стола, становятся отдельно, все родственники их поздравляют, называли собирают на сережки. Здесь же молодая одаривала родню жениха. После этого невеста опять переодевается в сатиновую парочку, а жених другую рубаху. Затем продолжалась свадьба, как и на первый день. Ночевали молодые в доме «за ширмой».
      7.     Третий день свадьбы (похмелка).
      Следует отметить несколько вариантов проведения этого дня.
      1. С утра в воскресение к жениху идет невестина родня (самые главные) с гармонистом, позывать на похмелку.
      2. Функция поиска невесты своей родней практически утеряна, о приходе ряженой (по-чудному) родни невесты: «патеряли ярочку, не у вас ли», зафиксировано только в с. Сырское. В целом ряженые на свадьбе выступают символом шуток и веселья.
      3.  Родня невесты приходит «бить горшки» перед постелью молодых. Затем все вместе с гармошкой идут в дом невесты.
      В селе этот переход в дом невесты на похмелку и обратно в дом жениха называли кататься по селу. В принципе, это смотрины молодых, так как вся компания обходит практически все село. Родня молодых надевали (обязательно) романовские костюмы, по-старинному, по-деревенски, называли также ряженые, характерно переодевание в одежду противоположного пола. От невесты опохмеляться идут к жениху.
      На похмелку подавали оставшуюся еду, квас с соленой рыбой. В некоторых случая гуляли еще и в понедельник.
      8.     «Абнедельки».
      Завершающий этап обряда. Через неделю после свадьбы молодые шли в дом к невесте в гости. Также в течение первого года молодых могли приглашать родственники в гости. В статусе «молодая, молодые» были до рождения первого ребенка.

                Музыкальное оформление свадьбы.
      Свадебных обрядовых песен (и текстов) во время исследования зафиксировано не было. Как вспоминают носители, играли тяговые песни, плясали Матаню, Бешенную. В старину, по сведениям носителей, на свадьбе подруги обыгрывали молодых, за стол их не сажали. Также были песни для каждого гостя на свадьбе.

      «Ряженые» д. Коровино (черта г. Липецка). Из личного архива Пажитных З. И. (1950 г. р.)
      «кататься по селу» на 3-й день свадьбы с. Троицкое Липецкий район. Из личного архива В.В. Бородиной (1936 г. р.)
      «Ряженые». д. Коровино (черта г. Липецка). Из личного архива Пажитных З.И. (1950 г.р.)
      «Ряженые» с. Троицкое Липецкий район. Из личного архива В. В. Бородиной (1936 г. р.)
      Невесту ведут в дом жениха. с. Троицкое Липецкий район. Из личного архива В. В. Бородиной (1936 г. р.)
      «Ряженые» д. Коровино (черта г. Липецка). Из личного архива Пажитных З. И. (1950 г. р.)
      Свадебный наряд. Из личного архива Щепелёвой Р. А. (1934 г. р.)

              Библиография
              Юров С. Город-крепость Романов / «Российская государственность в лицах и судьбах ее созидателей: IX–XXI вв.», Липецк, 2013 г. с.53-61.
             https://onkn48.ru/records/prazdnichnye-obryady/svadebnye-traditsii-sel-byvshego-romanova-gorodishcha/

В 1921 г. в с. Ленино из 36 дворов был создан колхоз «12 Октября», в с. Елецкое – колхоз «Коганович», в с. Пады – «17 Партийный съезд». В 1950-х годах маленькие колхозы объединились, и образовался колхоз «Путь к коммунизму». В 1963 г. этот колхоз соединился с колхозом села Троицкое в колхоз имени Ленина. Он был одним из самых передовых и богатых колхозов района. С 1965 года по 1973 г. колхоз возглавлял А.Н. Бабушкин. В эти годы поселок превратился из забитого уголка в современный поселок. Были построены Дом культуры, медпункт, крупнейший свинокомплекс в стране, асфальтированная дорога, соединяющая комплекс с селом Боринское. А.Н. Бабушкин награжден орденом Ленина за высокие показатели в животноводстве.

В 1972 году колхоз им. Ленина разделился на колхоз им. Ленина (председатель Александр Николаевич Бабушкин) и совхоз «Троицкий» (директор Дерюгин Василий Петрович). В 1990 г. колхоз начал беднеть, упал заработок, люди стали уходить на предприятия. Хозяйство в свои руки берет фермер Анатолий Иванович Митин, впоследствии было образовано ООО «Май».

Библиография
     Ленинский сельсовет [Текст ] // Сельская нива [Липец. р-н]. — 2023. — 18 мая (№ 19) — С. 11. — (Юбилей: Липецкому муниципальному району — 95 лет: история муниципалитета).

 

Материал предоставила  Галина Бородина,
библиотекарь с. Троицкое

___________________________________________________________________________________________________________________________________________


Попов Виктор Николаевич, житель с. Троицкое

Житель села Троицкое Виктор Николаевич Попов:

– Я учился в Задонском техникуме, позже – в Липецком политехническом институте. Еще когда диплом в техникуме писал, пришел в колхоз имени Ленина на работу устраиваться. До 1973 года председателем там был Бабушкин Александр Николаевич. Вот сейчас называют новые улицы: Цветочная, Лесная, Брусничная… Мило, конечно, звучит, но почему-то нет в селе улицы имени Бабушкина, который колхоз поднял, построил свиноводческий комплекс, при нем возвели Дом культуры, правление колхоза, дороги проложили по усадьбе. И водопровод до сих пор работает! Работящий, деятельный человек был, не робел перед начальством, зато болел душой за село, внес огромный вклад в его развитие. 
Александра Николаевича за труд представили к ордену Ленина, должны были присвоить звание Героя Социалистического Труда. Но он его не получил. А знаете, почему? Однажды по работе он приехал в обком партии, и там у него состоялся с каким-то чинушей крайне острый разговор. Александр Николаевич не сдержался, рубанул острое слово. После чего звание ему не дали, а орден все-таки вручили.
Заслужил, чтобы его имя носила одна из улиц села, и Кузнецов Михаил Павлович, директор совхоза «Троицкий». При нем дамбу возвели, поселок новый отстроили с двух- и даже пятиэтажными домами, на строительстве которых именно он настоял, детский сад и магазин открыли, запрудили пруд. А продукция нашего свиноводческого комплекса, в те годы самого крупного в области, была очень востребована, расходилась далеко за ее пределы. Михаил Павлович блестяще руководил хозяйством и умело распределял обязанности среди подчиненных. Он редко ходил по территории комплекса, говорил: «Есть главный инженер, есть зоотехник, есть ветврач, они за свою работу отвечают и выполняют, а я с них спрошу…». И действительно, доверял им, не мешал работать, но так спрашивал, что работа на производстве была организована от и до. Сильный руководитель, хороший человек – многие жители села Троицкое вспоминают о нем с добром.
А вот с электроснабжением в селе в начале семидесятых было плохо. Провода рвались, опоры падали, люди постоянно испытывали трудности с электричеством. Я, молодой выпускник техникума, только-только получил назначение на должность энергетика. После 1973-го Бабушкина сменил на председательском поприще Касилов Николай Макарович. Однажды вызывает меня и говорит: «Нужно заказать новый проект электросетей, строить будем». Ну хорошо… Еду в Липецкий проектный институт, объясняю там, с чем пришел, и узнаю: проектантов, которые бы приехали и быстро все сделали, сейчас нет. Тогда я и предложил: «У меня диплом готовый: «Электроснабжение села Троицкое». И ведь дали на мой дипломный проект добро, он на практике пригодился и односельчанам послужил: сделали в селе электричество, люди пользовались много лет.

 Библиография
      Чумакова, О. Учились. Работали. Созидали [Текст] : [воспоминания жителя с. Троицкое Липец. р-на В. Н. Попова ] / О. Чумакова // Сельская нива [Липец. р-н]. — 2023. — 29 июня (№ 26) — С. 5. — (Социум. проект «СН»: «Мы родились в стране Советов»).

 1963 -1975 год

Летом дети работников колхоза Имени Ленина отдыхали в пионерском лагере «Мечта», который находился на лесной поляне в 3 километрах от села Троицкое. Воспитателями, поварами, сторожами были учителя Троицкой восьмилетней школы. Лагерь работал в две смены, начальником первой смены был учитель труда Букреев Иван Сергеевич, второй смены – учитель русского языка и литературы Чеботарёв Николай Петрович. Дети и взрослые спали в палатках, затем были поставлены щитовидные домики, разделённые внутри на отряды по 15 человек. Подъём и отбой оповещал пионерский горн. Завтраки, обеды, ужины готовились на открытой плите, которая топилась дровами. Дрова собирал дежурный отряд по кухне. Купались в специально огражденном досками не глубоком месте («лягушатнике») в реке  Воронеж. Очень ждали все ребята вечера у пионерского костра, объединяющего малышей и старших ребят. Слушали и пели песни под гитару, включали магнитофон и танцевали. Ночью устраивали различные проказы: мазали зубной пастой спящих товарищей, меняли обувь от одной палатки к другой, наряжались в привидения. Днём проходили различные праздники, викторины, игры. Очень нравилась игра «Зарница».

Группа педагогов-воспитателей пионерского лагеря « Мечта»колхоза имени Ленина 1965 год:

Директор лагеря — Букреев Иван Сергеевич

Педагоги Троицкой восьмилетней школы: Студеникина Евдокия Севостьяновна (директор Троицкой восьмилетней школы), Чеботарёва Николай Петрович, Чеботарёва Тамара Васильевна, Крюков Валентин Борисович, Крюкова Вера Фёдоровна, Сикачёва Мария Петровна, Сикачёв Иван Карпович, Кузнецова Мария Семёновна, Букреева Серафима Евдокимовна, Шахова Варвара Прокопьевна, Шипулин Иван Афанасьевич, Студеникин Александр Прокопьевич, Кузнецов Василий Фёдорович (парторг колхоза имени Ленина) и группа учителей Ленинской средней школы, пионервожатая Иванова Людмила Васильевна.

[gm album=6 module=phantom]

Материал предоставила Галина Бородина,
библиотекарь с. Троицкое

1 июля 1973 года было создано Троицкое районное межхозяйственное объединение по производству мяса на основе хозяйств-пайщиков Липецкого района в составе 11 колхозов. Образование предприятия было необходимо в связи с невозможностью обеспечить кормами возрастающее поголовье свиней в каждом сельхозпредприятии отдельно. Общее собрание колхозников колхоза имени Ленина Ленинского сельского Совета Липецкого района от 09.07.1973 приняло решение о передаче свиноводческого комплекса, вместе с орошаемым участком и пашней в размере 1000 га Троицкому МХО. В апреле 1976 года хозяйство вошло в состав Липецкого областного объединения «Свинопром», изменив название на Троицкое межхозяйственное предприятие (МХП). В 1986 году на базе МХП был создан совхоз «Троицкий», продолживший традицию выращивания и реализации свинины. За достижение высоких результатов в животноводстве хозяйство неоднократно отмечалось переходящим Красным знаменем обкома КПСС, облисполкома и обкома ВЛКСМ, передовики производства были удостоены различных наград, в том числе и орденом Ленина. На 1990 год производство мяса на всех предприятиях района составляло 44715 центнеров, из которых на совхоз «Троицкий» приходилось 34689 центнеров. Профессионализм специалистов, рабочих, их неравнодушное отношение к своему делу привели предприятие к этому успеху.

       https://vk.com/wall-218324369_186 (Отдел ЗАГС и архива Липецкого района)

фото из газеты // Сельская новь. — 1990. — 26 янв.

 

     

___________________________________________________________________

… Кузнецов Михаил Павлович, директор совхоза «Троицкий». При нем дамбу возвели, поселок новый отстроили с двух- и даже пятиэтажными домами, на строительстве которых именно он настоял, детский сад и магазин открыли, запрудили пруд. А продукция свиноводческого комплекса, в те годы самого крупного в области, была очень востребована, расходилась далеко за ее пределы. Михаил Павлович блестяще руководил хозяйством и умело распределял обязанности среди подчиненных. Он редко ходил по территории комплекса, говорил: «Есть главный инженер, есть зоотехник, есть ветврач, они за свою работу отвечают и выполняют, а я с них спрошу…». И действительно, доверял им, не мешал работать, но так спрашивал, что работа на производстве была организована от и до. Сильный руководитель, хороший человек – многие жители села Троицкое вспоминают о нем с добром.

       Библиография
      Чумакова, О. Учились. Работали. Созидали [Текст] : [воспоминания жителя с. Троицкое Липец. р-на В. Н. Попова ] / О. Чумакова // Сельская нива [Липец. р-н]. — 2023. — 29 июня (№ 26) — С. 5. — (Социум. проект «СН»: «Мы родились в стране Советов»).

«Царев колодезь»

В бывшем городе Романове (ныне в с. Ленино в логу за первыми домами по улице Титова) стояла маленькая часовенка над колодцем со святым источником. Старожилы рассказывают, что часовенка была деревянная, украшенная резными узорами, а в колодце очень вкусная вода.
Петр I (Петр Алексеевич Романов) (1672–1725), строя первый флот России, неоднократно проезжал по территории нынешней Липецкой области во время своих путешествий в Воронеж по «царской» Коломенской дороге, проходившей так же через город Романов, останавливался у колодца, солдаты брали из него воду, поили своих коней. Поэтому и прозвали его «Царев колодезь».
До нашего времени часть срубов в этом колодце сохранилась. Чаяниями местных жителей источник жив и поныне.
Раньше в Романове было много коров, почти в каждом дворе. Стерегли стадо в логу, поочередно. Летом жарко и чтобы утолить жажду, брали воду из этого колодца. К стеклянной бутылочке за горлышко привязывали веревочку, бросали ее в колодец, вода там набиралась, доставали, да и пили. Рукой было не достать, колодец глубокий, а водица там холодная, вкусная, мягкая.

Материал предоставила Любовь Арсентьева,
библиотекарь с. Ленино

«Поднесеньев день»

В старинном селе Романово, нынешнем Ленино, престольный праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день поселяне обновляли в избах огонь: старый гасили, а новый возжигали. Раньше он праздновался иногда в течение целой недели.
А в завершении уборки урожая отмечались Оспожинки или, как его еще называют, — Оспос. В эти дни ходили в гости, угощали друг друга. Обязательным считалось приглашение новобрачными всей родни, поэтому иногда называли этот праздник и как «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые: навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить их уму-разуму. После обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство, а хозяин водил по двору и показывал в амбарах жито, в сараях – летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. Молодым супругам нельзя было ударить «в грязь лицом», а то не оберешься потом насмешек.

Библиогафия

Осташова, Е. Все о русской старине // Сельская нива [Липец. р-н]. – 1999. – 1 сентября.

Двухэтажное деревянное строение на фотографии — это «бабушка» сегодняшней красавицы-школы.
1962 год — здание уже кирпичное, обучение восьмилетнее. Многие жители села и сегодня прекрасно помнят ту школу. Несколько лет назад не только здание, но и его наполнение прошли полное обновление, улучшение, усовершенствование, — апгрейд, одним словом. Изменился статус. И теперь школу смело можно назвать гордостью района.

     Библиография
     https://vk.com/wall530519499_369
     https://vk.com/wall662688390_1625 Избирком Липецкого-Района 
     https://vk.com/wall-165023255_7296